Херсон °C

«Некоторые люди думают, что этот мост стоял всегда»,– Афанасий Дерменжи

Общество, АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
0

«Некоторые люди думают, что этот мост стоял всегда»,– Афанасий ДерменжиБолее 30 лет назад осуществилась мечта многих херсонцев – на левый берег Днепра из Хе­рсона можно было попасть через новый мост буквально за несколько минут. Ранее, чтоб добраться в тот же в Цюрупинск, а ныне Олешки, или Голую Пристань необходимо было делать крюк, тратя на это около 2-х часов. И действительно, чтобы из Херсона добраться, к примеру, в Железный Порт, необходимо было преодолеть расстояние в 120 км. Строительство моста крайне было необходимо, что способствовало также появлению новых дорог и дорожных развязок.

Журналисты встретились с одним из основных участников строительства моста - главным инженером по подходам Афанасием Афанасиевичем Дерменжи, который рассказал, как проходило строительство, и о всех форс-мажорных обстоятельствах, которые могли серьезно повлиять на строительство важного стратегического объекта.

- На сегодня многие люди думают, что этот мост стоял всегда, и даже не представляют себе, что когда-то было иначе, - рассказывает главный инженер А.Дерменжи. Это было строительство сложного, крупного и уникального объекта. Таких объектов на то время на Украине практически не было, а тем более на Херсонщине. В 1977 году я работал в Цюрупинске в ДСУ – 59 - Дорожно- строительном управлении – главным инженером. Нам о строительстве мостоперехода ничего не было известно. Но потом из Укрдорстроя нам выслали техническую документацию. Мы, в свою очередь, должны были изучить вопрос со всех сторон, дать свое согласования и замечания, потому как это был большой объект, и любая ошибка могла стоить дорого.

Сложность строительства заключалась в болотистой местности участка. Афанасий Афанасиевич рассказывает, что болота в междуречье составляли до 18 метров в глубину.

- Со стороны Цюрупинска часть, где болота до 3м в глубину, мы выторфовывали, забивали песком сразу, а на междуречье, где 17 м в глубину торф не целесообразно выторфовывать и поэтому проектный институт решил устроить плавающую насыпь на болотах. Были опасения, что из-за неравномерной просадки насыпи, она может перевернуться и опрокинуться. Естественно проектный институт рисковал, но они предприняли ряд мер для устойчивости насыпи – расширили основание насыпи до 70 м, тем самым давление на болото, на торфы уменьшалось. Вот уже прошло 30 лет, 24 декабря в прошлом году мы отмечали 30-ти летие – мост служит для комфорта жителей и гостей Херсонской области.

Действительно, в 2015 году 24 декабря долгожданная и заветная мечта херсонцев сбылась – левый и правый берег Днепра соединил новый мостопереход. Строительство длилось 8 лет, с 1977 года по 1985 год. В строительстве участвовали 2 генеральные подрядчика: первый – Николаевский мостотряд №73, они специализировались на строительстве мостов, путепроводов автомобильных, железнодорожных и пешеходных туннелей. Второй генеральный подрядчик – ДСУ-59 вели работы по строительству подходов к мостам (по болотам) с правой и с левой сторон. Практически в строительстве моста принимали участие около 500 человек. В ходе строительства земснарядами было намыто 5млн. кубов песка с русла Днепра, также автотранспортом с цюрупинских карьеров было доставлено около 1 млн кубов песка.

Но в процессе строительства моста не обошлось без непредсказуемых ситуаций, которые могли в корне повлиять на продолжение строительства.

- Первый форс-мажорный момент был в 1979 году, - вспоминает главный инженер по подходам А.Дерменжи. - Земснаряды намывали песок с Днепра на левый берег, должны были намыть большие объемы, потом земснаряд должен был перейти на левый берег, стать и далее перекачать ранее намытый песок до Конки. Земснаряды питались электроэнергией от Киндийской трансформаторной подстанции, кабель проходил от подстанции до земснарядов по дну реки Днепр. В процессе работы были частые порывы кабеля, в общем, кабель не выдержал. Земснаряды остановились, остановилась стройка, появилась угроза срывов строительства подходов к мосту. На то время необходимый кабель для продолжения строительства можно было изыскать только в Москве. Управляющий трестом собрал совещание и сообщил: «В настоящее время стройка остановилась, нужно изыскать кабель, я ничего не знаю, но кабель должен быть на месте. Дерменжи, отправляйтесь в Москву и без кабеля не возвращайтесь», - рассказывает инженер.

События, которые были дальше и как справился с поставленной задачей молодой инженер, сложились в целую историю. Получить разрешение на поставку необходимого материала для продолжения строительства было не так просто. И молодому инженеру А.Дерменжи довелось оббивать пороги не одного кабинета и даже использовать нестандартный подход к решению поставленных задач. Оказывается, на тот момент страна готовилась к проведению 22 Олимпийских игр, и вся кабельная продукция распределялась по строящимся объектам Олимпийских игр.

- Вся сложность была в том, что в 1980г должны были состояться 22-е Олимпийские игры и, вся кабельная продукция распределялась по строящимся спортивным объектам. Был приказ не выдавать кабельную продукцию на сторону, ни метра, пока не будут обеспечены все объекты. Получив в очередной раз отказ я понял, что это провал, и если я не найду никакой аргумент, значит это все. И у меня мысль сразу появилась в голове, я увидел, так сказать, тонкое место. Я говорю: «Давайте посмотрим иначе, нужно читать между строк, ведь в резолюции не написано – отказать, а написано – разобраться и доложить. В связи с тем, что министр наш земляк, он нам не может отказать и не отказал. А написать – выдать кабель он не мог, потому как ситуация такая, значит нужно решить этот вопрос». В конечном результате мы все таки получили разрешительные документы, и кабель нам выдали, - рассказал о своем нелегком путешествии А.Дерменжи.

Спустя десятки лет главный инженер по подходам А.Дерменжи решил написать книгу - воспоминания о строительстве моста и поделиться с потомками историей строительства стратегического и уникального объекта Херсонской области.

- Когда я начал вспоминать события тех лет, в памяти остались яркие впечатления, я для себя решил – попробую написать книгу и начал писать. В своей книге я детально описываю события, которые происходили на протяжении восьми лет в течении которых длилось строительство. Потому как это самые сильные впечатления, которые отразились у меня не только в мозгу, но, наверное, и в костях. Ответственность была сильная, я молодой был, энергичный, принципиальный, дал себе задание проверить чего я стою в жизни. И вопросы приходилось разные решать. Я пишу уже 2,5 года, с перерывами большими. Во-первых, я не вел дневников, фотографий нет. Материалы, фотографии, все это я собираю по крупицам, кроме того опыта в написании книг не было, поэтому с каждым разом по ходу приходиться что-то добавлять, менять. Даже вот сейчас я продолжаю расширять данные, - делиться о работе над книгой А.Дерменжи.

Как строитель Афанасий Афанасьевич убежден, что мост прослужит еще не один десяток лет, ведь расчеты эксплуатации велись на 100 лет. А при правильном обслуживании то и на все тысячу лет:

- Я не эксплуатационник, а строитель, но я могу сказать, чтобы продлить срок службы моста необходимо следить за его внешним состоянием. Это систематически красить металлические ограждения, не допускать ржавчины. Вовремя производить ремонт дорожного покрытия, не допускать ямок, чтобы вода не просачивалась в конструкции. Когда вода будет просачиваться через бетон, через щели, она будет разрушать арматуру, а это очень опасно. Последнее время я езжу и смотрю, потому, что это и мое детище, а сейчас мне больно смотреть, все заросло сорняком, металлическое ограждение поржавело, это очень опасно. По интенсивности движения на то время проектанты давали немножко перспективные расчёты. Но в последнее время сильно выросли грузовые перевозки, и грузоподъемные машины появились большие, фуры. Мост, конечно, рассчитан на такие нагрузки потому, что когда его построили, были статическое и динамические испытания мостового перехода. При испытании моста очень плотным строем шли машины – 55 машин КАМАЗов груженых песком, поэтому ничего такого нет угрожающего, мост выдержит. Но асфальтобетонное покрытие, а это где-то 47см толщиной не выдерживает, расчет был на то время и был рассчитан на то, что через 10 лет покрытие будет усиливаться, наращиваться. Но прошло 30 лет, и никакого ремонта еще не было, ямочные были, но капитального не было. Я считаю, мы сделали все правильно и качественно, и мост еще долго будет служить людям, - поделился своими воспоминаниями о строительстве моста через Днепр главный инженер по подходам Афанасий Афанасиевич Дерменжи.

Светлана Шендрик

Loading...

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Вопрос: 1+1
Ответ: