Херсон °C

В топ-теме с Татьяной Дергачевой: «Что останется от Херсонщины?»

В топ-теме с Татьяной Дергачевой
2

Децентрализация, реформа местного самоуправления – эти слова сейчас очень часто звучат. Любят их использовать, в основном, представители власти, но ощутят на себе их значение буквально все жители. Поэтому попробуем разобраться, кто отвечает за эти реформы в Херсонской области, и что, хотя бы предположительно, будет после их проведения.

Начнем с губернатора, Андрея Путилова – он утверждает, что с проведением реформы местного самоуправления Херсонщина станет ближе к Европе, а громада сможет свои же заработанные ресурсы тратить на себя, а не на чиновников разного уровня.

Как подтверждение поддержки государственного направления в этом вопросе –при Херсонской ОГА был создан региональный Офис реформ.

По официальным данным представители этого Офиса проводили встречи с главами поселковых и сельских советов, предлагали варианты объединения громад с определением административных центров.

В свою очередь, главы этих громад также должны были рассказывать людям в чем преимущество этого объединения, и проведения реформы в общем.

В результате общения, это уже по не официальным данным, одни громады готовы объединиться, потому что услышали доводы. Другие «готовы» к этим изменениям, потому что поступил «приказ» сверху. Ну, а третьи просто остались «несогласными» и формируют своеобразные «точки кипения».

Как бы там ни было, но в результате всевозможных обсуждений, на Херсонщине таки был создан проект Перспективного плана формирования объединенных общин области. Утвержден был этот проект депутатами облсовета. Принятый документ будет представлен на утверждение Кабинета Министров Украины. Предварительно предполагается, что в Херсонской области будут сформированы 42 объединенных территориальных общины. Так что сам документ уже есть, осталось немного-немало - воплотить его в жизнь.

И так, попытаемся разобраться, о чем спорят, ведь многие даже понятия не имеют, в чем же суть изменений?!

Выиграют ли жители Херсонщины, и вообще, на что им стоит рассчитывать от проведения такой долгожданной административной реформы, журналисты поинтересовались у директора регионального Офиса реформ Юрия Горбенко.

Уже в начале беседы Юрий Петрович начал ломать мифы, которыми пытаются запугивать людей некоторые политики, которых очень устраивает модель совдеповской системы.

Горбенко утверждает, что с реформированием в селе, как были сельские советы, так они и будут функционировать, никому не надо будет ездить за необходимыми справками «за тридевять земель». Власть на селе останется, и будут ее представлять те, кого изберут местные жители. Кроме того, Юрий Петрович акцентировал, что ни границы сел, ни самих районов не изменятся, появятся новые административные центры, к которым и будут относиться те или иные громады. На сайте облгосадминистрации можно ознакомиться с информацией о создании каждой громады: там представлена карта и перечень громад.

- Эта реформа затронет не только местное самоуправление, но и государственную власть. Будет иная территориальная организация власти, которая будет нужна обществу. Если говорить об эффективности, то сегодня на содержание райгосадминистраций и районных советов в Херсонской области тратиться больше 80 млн. грн., или же 43 тыс. грн. на одного чиновника. Этого уже не будет, - утверждает Горбенко.

Эксперт предложил перейти к наглядным примерам:

Например, я живу в селе Павловка, которое будет относиться к Генической громаде. Во-первых, за счет чего будут жить люди этого села, если центром будет Геническ? Что будет с социальной сферой, это если в селах есть школы и ФАПы, дома культуры, дороги, вода и т.д.? И, что немаловажно, за счет чего громада сможет этого села не только выживать, но и развиваться?

Выходит, что Законодатель для тех территориальных громад, которые объединились, установил для их административных центров статус городов областного значения. Например, уже сегодня Херсон, Каховка, Новая Каховка Голая Пристань – это города областного значения, они работают с государственным бюджетом напрямую. Но Павловка имеет дело с государственным бюджетом через районный бюджет. И на сегодня ровно 0% подоходного налога остается в распоряжении этой громады, 60% идет в Генический райсовет, где депутаты райгосадминистрации распоряжаются деньгами Павловки.

- Но опять же, на сегодня никто не считал, сколько денег, заработанных Павловкой, туда же возвращается. Нам важно понимать, что в процессе объединения создается территориальная громада, так вот 60% подоходного налога, который собирается на этой территории, будет оставаться в бюджете этой громады, и только 40% уходит в государство. Это означает, что дотационность этих громад (финансовая независимость) уменьшается с 40-ка% до 20%. Кроме того, административные центры уже не будут спрашивать у района, как распоряжаться деньгами: они будут работать с Министерством финансов, – утверждает Юрий Горбенко. - Что это означает? Этот момент обещает построить более прозрачные отношения между громадами, в том числе и в выборе политических партий. Ведь ранее через выделения средств районами происходило политизирование: раньше практически 90% голов сельских советов вынуждены были вступать в «рекомендуемую» партию, а далее требования показателей на выборах. Отсюда фальсификации и прочее.

Директор Офиса реформ акцентирует, что с проведением реформы, громада каждого населенного пункта получит средства в свое расположение, при этом у нее будет возможность более конкретно контролировать уплату за аренду земли. Подчеркнем, что подоходный налог и земля – это действительно экономические источники финансирования любого населенного пункта, в том числе и села.

- К примеру, берем два разных сельсовета. У одних - 16 тыс. га, но фермеры на этой земле в три раза меньше платят арендную плату, и громада с 14 тыс. га, но с доходом больше в несколько раз. Мы спрашиваем: почему так? У них 1 млн.200 тыс. поступает в бюджет, а у вас 400 тыс., хотя у вас земли больше. Человек прячет глаза, и объясняет, мол, депутаты приняли такое решение. Отныне громады не будут заинтересованы в теневой экономике, они не будут ждать, что кто-то им сделает дороги, они будут понимать, что эти деньги реально заработать самим. Что касается штатного расписания территориальных громад: оно определяется самой громадой. Если у вас расходы на чиновника составляет 5%, то это не проблема. Но если уже сейчас посмотреть на громаду в Михайловке, например, то сейчас оно составляет 55,5% и эти деньги очевидно не пойдут на детские садики, а только на аппарат управления. То смысла ни в такой громаде, ни в таком штате нет. Потому считайте, какой вам нужен специалист, - говорит Юрий Петрович.

Не все хотят, что-то изменить… О «точках кипения»

Юрий Горбенко не скрывает, что не во всех населенных пунктах обсуждения проходили гладко, и все остались довольны Проектом.

По словам эксперта, больше всего бояться крупные владельцы, которые арендуют у селян землю, и которые превратили села в «свои княжества». Есть и такие, которые наоборот стремятся его создать, но при этом не просчитывают экономическую составляющую: сможет ли себя село содержать, или нет. Также по его словам, очень часто пытаются манипулировать людьми и политики.

- К примеру, не так давно местную власть Козачих Лагерей заставили собрать общественность. Почему заставили? Потому что в прошлый раз, когда собрали сессию, они не впустили общественность и что-то себе сами «решали», и нарешали ни к кому не присоединяться. В результате, когда мы предоставили экономические расчеты на такое решение – потеря громады каждый год составляла бы сотни тысяч гривен подоходного налога, которые уйдут в Цюрупинск и будут израсходованы там, представители общины задумались. А ведь ими просто манипулировали – рассказывали, что закроют у них школы, что сделают свалку цюрупинскую и т.д.. Точно такая же ситуация в Садово. Приехали туда ходоки и решили, что Садово нужно присоединить к Антоновке и сделать отдельную громаду. Потому что завтра в Садово Херсон разместит городскую свалку, городское кладбище, заберут огороды и т.д., - считает Горбенко.

При этом в ОГА подчеркивают, что реформа – это сложный процесс и на данный момент рассматривается только перспективный подход будущего возможного объедения:

«Если какие-то громады не хотят объединяться – это их полное право, они могут не объединяться, но должны отдавать себе отчет, что более или менее экономически выгодно».

Процесс пошел…

После всего вышесказанного, депутаты проголосовали за Перспективный план формирования громад. В региональном Офисе говорят, что пока этот документ не несет никакой юридической силы. А вот утверждение самого перспективного Плана, после рассмотрения Кабмином, громады могут начать проводить со следующими процедурами – проводить сессии, принимать решения объединяться или не объединяться и т.д. Времени на «все про все» будет 175 дней.

Даже если проанализировать все «точки кипения» в Херсонской области, открытыми остаются вопросы государственного уровня: каким образом будут проходить выборы в местные советы, и нужны ли эти выборы, если РАЯ (райсоветов, райгосадминистраций) скоро не станет…

Так что «маємо те, що маємо»Открытым также остается вопрос, как быстро заработает реформирование…

Пока представляем вашему вниманию деления на громады:

Белозерский район - Белозерская, Чернобаевская, Станиславская.

Бериславский район - Бериславская, Казацкая, Новорайская.

Великолепетихский район - Великолепетихская.

Великоалександровский район - Великоалександровская, Борозенская.

Верхнерогачикский район – Верхнерогачицкая.

Высокопольский район – Высокопольская.

Генический район – Геническая.

Голопристанский район - Голопристанская, Новозбурьевская, Чулаковская, Бехтерская.

Горностаевский район - Горностаевская.

Ивановский район – Ивановская.

Каланчакский район – Каланчакская.

Каховский район - Каховская, Раздольненская, Красноперекопская.

Нижнесерогозский район – Нижнесерогозская.

Нововоронцовский район - Нововоронцовская, Новоалександровская.

Новотроицкий район - Новотроицкая, Сивашская, Громовская, Чкаловская.

Скадовский район - Скадовская, Лазурненская, Радгоспненская.

Цюрупинский район - Цюрупинская, Великокопанивская, Виноградовская, Новомаячкивская.

Чаплинский район - Аскания-Нова, Чаплинская, Григорьевская.

г. Херсон - Херсонская.

г. Новая Каховка - Новокаховская, Таврическая.

Татьяна Дергачева

 

2 комментария

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Вопрос: 2+2
Ответ: