Херсон °C

Нардеп Спиваковский считает, что обмануть можно один раз

В топ-теме с Татьяной Дергачевой, Общество
0

Нардеп Спиваковский считает, что обмануть можно один разВ гостях редакции «Херсонщина за День» побывал народный депутат Верховной Рады Украины Александр Спиваковский.

Александр Владимирович рассказал для наших читателей, что может измениться в системе образования, и почему он лично собирается игнорировать ряд инициатив Кабмина в сфере образования и науки. Беседа получилась емкой, поэтому далее расставляем акценты…

Год работы в стенах Верховной Рады

- Александр Владимирович, вы год проработали в Верховной Раде. Результаты работы – это то, что спрашивают всегда и с каждого. Какие результаты вашей работы? То, что я недавно прочитала на вашей странице в Фейсбук, можно охарактеризовать, как модно сейчас говорить, одним словом – «зрада». Неужели систему переломить нереально?

- Год – это достаточно малый период времени. Он настолько был сжатый, что я и мои коллеги в Парламенте, не смотря на всю критику, не смотря на те, эксцессы, которые происходили и «топ 5 драк», все-таки успели за год сделать очень много. Сделано то, что Парламент не делал все предыдущие 24 года. В первую очередь, решились серьезные вопросы и построена система антикоррупции. С моей точки зрения, коррупционная составляющая Украины такова, что в результате за 2 недели просто забрали Крым, устроили кровавую бойню на Донбассе. Коррупция разъедает человека. В сравнении можем привести пример – у человека четвертая стадия онкологического заболевания. В Украине она уже и на уровне бытовом, когда люди согласны с тем, что коррупция стала нормой жизни, а ведь это онкология. Поэтому, ключевым моментом стало создание антикоррупционного бюро, запущена работа детективов, принято решение и появился антикоррупционный прокурор и так далее. То есть, запущена система, при которой это будет касаться теперь не простых людей, а будет касаться Кабинета Министров, министров, народных депутатов, заместителей министров и т.д. Если нам удастся доказывать в суде действительно коррупционные действия, мы сможем начать очищение той системы, которую называем Украиной. Вот это одно из первых важнейших достижений. Что касается непосредственно моей работы: я автор ряда законопроектов. Считаю, что благодаря ряду законопроектов нам удается не допустить некоторых вещей. Моих личных порядка 10 законопроектов, прошел только один. Это тоже одна из проблем, по которой мы ведем серьезные разговоры, в том числе и с головой ВР Украины, Владимиром Гройсманом и с моими коллегами, и с руководителем фракции о том, что так работать невозможно. У нас всегда получается так: газ, власть, деньги и все остальное на первом месте рассматриваются эти законопроекты, все, что касается науки и образования – на втором месте. Это еще один момент разочарования для меня, и очень серьезный, но это не означает, что я сложил руки.Мы будем бороться, у нас есть механизмы, как бороться.

Спиваковский заявляет, что не будет голосовать «для галочки». О компромиссах…

- Каким образом будете бороться, и хватит ли голосов ваших коллег, чтобы противостоять?

- Мы не будем голосовать, пока не будут рассматриваться законы. Целый год велась активная дискуссия, принят серьезный законопроект, ныне он подписанный Президентом «Закон про науково-технічну діяльність». Но посмотрите на результаты: через две недели Кабмин, который его внес и мы проголосовали, через бюджет его отменяет. А ведь там наука, если она будет эффективной, она будет финансироваться, если она не финансируется, она неэффективна. Поэтому, здесь должны быть обязательства. Кабмин отвечает за то, что когда закон принят, он должен быть реализован. Наша задача – принимать законы, которые поддержат эти решения. Что же получилось?

Мы приняли закон, он только вступил в силу, а через бюджет он финансируется на 0.3 % вместо 1.7%. Я сказал, что больше не буду голосовать «для галочки», потому что, если мы принимаем закон, а потом он не будет выполняться, то какой смысл за это голосовать. Классический пример по нашему бюджету. Я честно скажу, это был большой компромисс и с моей точки зрения: ПТУ оставили финансирование на местном уровне. Это неправильное решение. Да, я голосовал за него, но это был компромисс для того, чтобы колледжи и техникумы оставить на государственном бюджете и не разрывать систему высшего образования. Потому что проблема не только в том, где ты финансируешься, очень важно, чтобы университет исполнял роль холдинга, а колледжи, техникумы и ПТУ, мощные, объединённые, входили в его состав. Это работает на человека, ведь поступая в такой холдинг, он имеет возможность, скажем в силу своих возможностей, получить программу квалифицированного работника. То есть он может в соответствии со своими возможностями и мотивацией получить доступ. Сейчас такого доступа нет. А писать стопы бумаг, так называемые проекты, кричать «одобряем» «не одобряем», голосовать, не голосовать – ничего не изменится. Был принят в 2014 году «Закон про высшее образование». Пройдитесь по университетам, позадавайте вопросы преподавателям, студентам и администраторам, что-то поменялось? Ничего! Мы потеряли 50 тысяч бюджетных мест. Сейчас же даже не понимаем, как мы собираемся финансировать высшее образование…

Что касается Верховной Рады, подчеркну, у нас есть много депутатов, которые меня поддерживают…

Я проработал 38 лет в системе образования, и мне интересно построить эффективную систему образования для детей, для развития Украины. Чтобы наши дети не выезжали за пределы Украины, а оставались здесь. Ведь наши дети начали голосовать «ногами», и это самая страшная оценка, которую получает система образования Украины. С моей точки зрения, в первую очередь, нужно не напрямую, управлять системой образования, а опосредованно. А опосредованно можно управлять, когда ты имеешь информацию, когда у тебя существует не зависимая система рейтингов для всех учебных заведений: для детских садиков, школ, университетов, колледжей и техникумов…

- Сейчас звучит только фраза «децентрализация» и больше ничего, все остальные в растерянности. Что она даст образованию?

- Пока за децентрализацией стоит разруха. Нельзя в образовании, в науке рассуждать идеологией «умрут – не эффективны». Что означает это «не эффективны»? Значит, если ребенок плохо учится, или трудно воспитуемый, то что, мы должны его бросить? Сказать, пусть умирает, он неэффективный, он нам не нужен? Такими мерками будем работать? У нас многие чиновники в Министерстве образования и науки рассуждают именно таким образом. А должно быть иначе - Министерство должно обеспечить порядок, понять, почему эта система не работает. Заместители министра образования обязаны были целый 2015 год отработать в регионах, поработать с местной властью, договориться, какие ПТУ интегрируются, какие объединяются, какие диверсифицируются, какая идет депрофилизиция, что нужно местному региону. А сегодня звонят мои коллеги и депутаты и спрашивают, что делать. Например, Винница, ПТУ железнодорожников. Скажите, зачем местному бюджету Винницы содержать ПТУ железнодорожников, если они готовят их для всей Украины? Это безумие. И, к большому сожалению, нет понимания концептуального видения, что же мы хотим.

Художественную школу надо отстаивать…

- В конце декабря Комитет ВР по вопросам науки и образования рассматривает проект «Закона про освіту» в очередной раз. Я так понимаю, что будут рассматриваться и вопросы, о которых сейчас мы говорим. К примеру, на сайте Президента херсонцы интересуются, что будет с художественной школой в Херсоне. Этот момент очень многих интересует, потому что много детей там развивается. Родители переживают, что у их детей скоро такой возможности не будет.

- Да, это правда. Поэтому я не буду за это голосовать. Более того, я вам честно скажу, мне очень тяжело дался пост в Фейсбуке, но я огласил свою позицию, я ее менять не буду. До тех пор, пока мы законами про бюджет будем отменять все законы про образование, я не буду голосовать ни за один закон. Это моя принципиальная позиция. Не надо из народных депутатов делать дураков. Хватит. В конце концов, у меня есть избиратели, которые говорят: «Владимирович, вы 6 декабря голосовали за «Закон про наукову і науково-технічну діяльність». 24 декабря вы голосовали за закон, который отменяет ряд норм этого Закона. Так, где вы были правы: 6 декабря или 24 декабря?» Все. Я вам четно скажу, последний раз я пошел на компромисс для того, чтобы дать все-таки возможность Украине получить одобрение от МВФ. Потому что нам необходима стабилизация гривны, потому что дестабилизация гривны – это еще больший удар по нашим учителям, по нашим медикам, по нашим бюджетникам. Тогда я на это пошел. Один раз можно обмануть: мы приняли закон, потом мы его, фактически, отменили. Поэтому, теперь будет подход другой. Мы должны четко принимать в законе нормы, при которых нельзя его отменить. То есть, если написано, например, 7 % финансирования для образования, значит 7 % должно там быть. Люди должны понимать, власть должна понимать, что образование – это второй фронт для Украины, не менее важный. Если мы выиграем в АТО, но проиграем внутри, потому что у нас сепаратизм будет формироваться в школах, в детских садиках, в университетах…

А сепаратизм будет формироваться на ощущении того, что власти плевать на образование, то это еще худший итог будет для Украины. Поэтому, сегодня внутренний фронт не менее важен….

Такова позиция народного депутата Александра Спиваковского. Как быть с финансированием сельских школ, какие преимущества и недостатки ВНО, нужно ли проводить ГИА в 9-х классах, какие нововведения ожидают образование, и лучше ли, например, образование в Польше, или в Чехии – на все эти вопросы Александр Владимирович также ответил. Журналисты со всеми ответами ознакомят читателей уже в следующем интервью…

Беседовала Татьяна Дергачева

Loading...

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Вопрос: 4+4
Ответ: